Несколько замечаний о жанрах советского цирка
Автор статьи «Жанры советского цирка» Зиновий Гуревич проявил ценную инициативу, сделав попытку систематизировать цирковые жанры. К сожалению, в статье наряду с правильными утверждениями имеются спорные положения и бесспорные ошибки.
В самом названии статьи заключается неточность. Статья озаглавлена «Жанры советского цирка». Почему «советского»? Разве в зарубежном цирке не те же акробатические, гимнастические и другие жанры, что и в советском цирке?
Советский цирк отличается от цирка капиталистических стран не жанрами, а идейностью и содержательностью своего искусства, тем, что в программах советского цирка и почти в каждом из отдельных номеров чувствуется рука режиссера и художника. Но жанры, традиционные цирковые жанры, в одинаковой мере присущи и буржуазному и советскому цирку,
Нам кажется весьма спорным утверждение 3. Гуревича, что эквилибристика не является самостоятельным жанром, а представляет собой подразделение акробатики.
Многие эквилибристические номера не содержат никаких акробатических элементов, к примеру: танцы на туго натянутой проволоке; эквилибр на свободной проволоке, некоторые номера типа «Штейн-трапе» и другие. А в тех эквилибристических номерах, в которых наличествуют акробатические трюки, не они определяют существо жанра.
Эквилибристика — это искусство сохранения равновесия тела в особо трудных положениях.
Все номера, для которых характерно это искусство равновесия, должны быть отнесены к самостоятельному эквилибристическому жанру.
Во многих цирковых жанрах имеются точки соприкосновения. Однако артист, исполняющий ручную стойку на кольцах, продолжает оставаться гимнастом, хотя «стойка на руках» является эквилибристическим элементом.
Если бы 3. Гуревич дал точные характеристики каждому из основных жанров, многое стало бы на свои места и в статье было бы значительно меньше неточностей и неясностей. К сожалению, 3. Гуревич, назвав главу своей статьи «Характеристика жанров», никакой характеристики большинству основных жанров не дает, ограничивается перечнем жанров и жанровых подразделений.
Отказывая жанру эквилибристики в самостоятельности, автор, впадая в противоречие с собственными высказываниями, относит к разделу «основных» жанров «Китайские игры».
________________________________________________________________
3. Гуревич. Жанры советского цирка, «Советский цирк», 1961, № 2./
Упоминая о «меланж-актах», 3. Гуревич пишет следующее: «Такое понятие, как «меланж-акт», не определяет отношения к какому-нибудь жанру.
Так именуются номера, состоящие из разнохарактерных элементов смежных жанров».
Характеризуя существо «меланж-акта» совершенно правильно, 3. Гуревич почему-то относит «Китайские игры» к самостоятельному жанру. Почему? Ведь «Китайские игры» — типичный «меланж-акт», в котором сочетаются элементы акробатики, эквилибристики, жонглирования и других жанров.
3. Гуревич допускает ошибку, относя весьма обширную группу номеров акробатического жанра к подразделению силовой акробатики. Автор утверждает, что элементы силовой акробатики «широко используются» в пластической акробатике. Непонятно, какие силовые элементы усмотрел автор в пластической акробатике. Те жанровые подразделения, которые могут быть отнесены к пластической акробатике, — «Каучук», «Акробатические этюды» и «Художественно-акробатические группы» — не содержат, или содержат в минимальном количестве, силовые трюки.
Само по себе наименование «силовая акробатика» свидетельствует о содержании трюкового репертуара, свойственного номерам этого жанрового подразделения. Репертуар этот должен состоять из силовых (в полном смысле этого слова) трюков: чистого (без швунгов) подъема нижним партнером верхнего, бланшевых выходов в ручную стойку, разводов рук в крест, флажков и т. п.
Нельзя утверждать, как это делает автор статьи, что любая акробатическая пара или группа относится к жанру силовой акробатики. Из многих десятков акробатических номеров к числу силовых (крафт) акробатов можно отнести -всего лишь несколько номеров. О какой силовой акробатике может идти речь, если более 50% всех акробатических номеров имеют женский или смешанный состав исполнителей, причем зачастую женщины выступают в амплуа «нижних».
Перечисляя разновидности конного жанра, автор поясняет, что конный жанр объединяет все разновидности работы на лошадях. Исключением из этого правила, по мнению автора, является только «Жонглер на лошади», относящийся к жанру «жонглирование», так как «жонглирование, как самостоятельный жанр, может быть исполняемо и без лошади, в то время, как все другие разновидности конного жанра невозможны без использования лошади». Вряд ли такая аргументация может заставить читателя согласиться с мнением автора.
Конечно, Николай Ольховиков может жонглировать не только стоя на крупе мчащейся по кругу лошади, но может жонглировать факелами, ножами и прочими предметами, стоя на ковре, разостланном на манеже.
Но ведь Рокотова и Лапиадо, исполняющие «па-де-де», могут сойти с лошадей на манеж и показывать те же акробатические поддержки, находясь на пьедестале. Почему же автор относит их к представителям конного жанра, а конных жонглеров считает жонглерами, а не конниками?
Кстати, о жонглерах. При перечислении разновидностей жанра жонглирования пропущены «малобористы» (жонглеры не бросающие, а балансирующие предметы).
Велофигуристов автор считает эквилибристами, так как в «основе их работы баланс и всевозможные элементы акробатики».
Почему же фигуристы на коньках и роликах отнесены к представителям особого, «неосновного» жанра? Ведь для номеров «Фигуристы на коньках и роликах» баланс и акробатические трюки так же характерны, как и для велофигуристов.
В рубрике «клоунада» под пунктом 6 находим «куплетистов». Куплетисты — представители типично эстрадного жанра — никакого отношения к чисто цирковому жанру клоунады не имеют.
Несколько слов о «цирковых постановках». По мнению 3. Гуревича, существует жанр «цирковые постановки», куда он относит: пантомимы (всех видов), прологи, эпилоги, сюжетные представления и феерии.
Полагаю, что по вопросу о «постановках» и о «клоунаде» должны высказаться специалисты в этих областях циркового искусства. По моему мнению, героическая пантомима «Москва горит» и пролог, посвященный весне, который начинается кружащимися под звуки вальса юными парами и заканчивается лирической песенкой в исполнении тенора, вряд ли могут быть отнесены к одному жанру «цирковые постановки». С таким же основанием можно отнести к одному жанру — трагедию «Король Лир» и оперетту «Корневильские колокола». Нельзя произведения искусства, совершенно различные по содержанию и способу изложения, относить к одному жанру.
Очень спорны рассуждения 3. Гуревича о цирковой борьбе. Но этот вопрос требует особого разговора.
Б. КАЛМАНОВСКИЙ
Журнал «Советский цирк» июль 1961 г